О том, что Болгария в Первую мировую войну воевала на стороне Германии с Австро-Венгрией, у нас знают многие. Гораздо меньше известно, что болгарская армия реально воевала с русской и что на штыках болгарских солдат хватает русской крови...
Главный итог Второй балканской войны выражался не в квадратных километрах и миллионах человек. Все страны, обкорнавшие Болгарию, были так или иначе ориентированны на Россию, и Россия ничего не смогла сделать со своими сателлитами для защиты Болгарии. Поэтому в начавшейся в следующем году Первой мировой войне «братушки» выступили на стороне Тройственного союза…
Вооружённые силы Финляндии можно считать не самым звёздным приобретением НАТО. Единственная жемчужина, ради которой вся операция с вовлечением страны в Североатлантический союз, похоже, и затевалась, — это удобное географическое положение и ВМС, способный перекрыть Финский залив. Особенно если учесть, что противоположный берег залива контролируется ещё одной страной НАТО — Эстонией, ценность которой, опять же, исключительно в области географии…
Вооружённые силы Швеции вызывают смешанные чувства. С одной стороны, они оснащены достаточно современным вооружением, причём, что совершенно не характерно для «небольших уютных европейских стран», по большей части собственного производства, что вызывает сдержанный (а иногда и не очень) восторг военных экспертов. С другой… как выразился шведский профессор этнологии Карл-Улов Арнтсберг: «По военному потенциалу Стокгольм уступает даже креветке»…
Выскажу весьма спорное мнение: вступление «старых нейтралов» Швеции и Финляндии в НАТО, на мой взгляд, признак не единения Европы перед лицом российской угрозы, а деления Запада на региональные союзы в предчувствии прихода «северного пушного зверька»…
«Скандинавский нейтралитет» для поколения людей, родившихся в прошлом веке, кажется чем-то столь же обычным, как восход солнца и смена времён года. Между тем ещё 200 лет назад эти слова, произнесённые в обществе людей, разбирающихся во внешней политике, вызвали бы искреннее недоумение…
Когда ушло поколение политиков, разбирающихся во всех тонкостях «реалполитик», им на смену пришли дети постмодерна, применяющие к политике морально-нравственные критерии. Какие? После победы Запада в холодной войне финны резко почувствовали себя на «правильной стороне истории». А оказавшись в «конце истории» на правильной стороне, соблюдать нейтралитет, полагаясь на гарантии стороны «неправильной», не просто глупо, но и аморально!
С чего начать рассказ о послевоенной Финляндии? Наверное, с термина «финляндизация». У нас в историографии он не сильно распространён, а в западной применяется постоянно. Ну, не употреблять же к отношениям между государствами второй половины ХХ века исторический, точный, понятный, но такой неприятный термин, как «вассалитет»?
Так же, как историю межвоенной Польши можно учить на примере биографии одного человека — Юзефа Пилсудского, — так и историю Финляндии первой половины ХХ века можно изучать на примере жизни Карла Густава Маннергейма. Сложно сказать, была бы на карте Финляндия или нет, не будь Маннергейма, но одно можно сказать точно: без него Финляндия была бы совершенно другой страной…
У финнов в России слава людей медлительных, спокойных и притом тугодумов. Правда, каким-то образом это представление противоречит полицейской статистике Российской империи, согласно которой большую часть убийств в Санкт-Петербурге совершали именно финны, бывшие во время оно подданными империи…
Сегодня некогда самая лояльная из стран социалистического содружества страна относится к России... Так же, как к немцам после поражения Германии. Почему? Ответ простой: чехи знают, что Россия ничего им не сделает, как не могли дать сдачи немцы в 1945-м…
Виктор Орбан — не тот лидер, который боится скандалов. Так, на матч со сборной Греции он пришёл в шарфе с картой «Великой Венгрии». И он ведь не один такой в венгерском руководстве! Депутат парламента и основатель ультраправой партии «Наша Родина» Ласло Троцкаи поздравил Польшу с Днём независимости открыткой 1939 года: поляк и венгр жмут друг другу руки на общей границе. Сегодня между Польшей и Венгрией лежат Словакия и Украина, но и та и другая (частично!) страна в своё время были частью одной империи — Австро-Венгрии…
Чернигов имеет славу самого скучного областного центра Украины. Разве что для военных он место развесёлое: рядом полигоны «Десна» («Диснейленд») и Гончаровское («Гондурас»), так что после палаточного житья даже самый северный областной центр бывшей УССР кажется центром цивилизации. Между тем среди украинских городов мало какой может сравниться с ним по древности. Украинских? Хм... Разберёмся…
Почему сегодня местное население с придыханием вспоминает времена, когда Галиция была в составе Австро-Венгрии? Ну, как известно в любом галицком селе, нынешней молодёжи далеко до своих отцов. А тем — до своих дедов. Что уж о прадедах говорить! Тем более о прапрадедах, которые и жили при его императорском и королевском величестве Франце Иосифе. Их и в живых-то уже никого не осталось. Но трава в их время наверняка была забористо зеленее…
В 2008 году, будучи на Западной Украине, автору нередко приходилось слышать от местных жителей примерно следующее: «При русских мы жили плохо, при поляках — тоже так себе, а вот при австрийцах!» Глаза при этом мечтательно закатывались, а в голосе появлялись верноподданнические нотки…
Бывшая УССР, в принципе, достаточно лоскутное образование. В этом плане Слобожанщина — просто наиболее выделяющийся элемент. Но есть ещё одна территория в пределах незалэжной, которую можно назвать инородным телом ничуть в не меньшей степени, — Восточная Галиция…
К чему этот рассказ? Ну, основа украинского менталитета — «садок вишнэвый биля хаты» и что-то там ещё про шмелей. Село. Какое отношение Харьков имеет ко всему вот этому? Город родился как русская крепость и вырос в русский же торговый, финансовый и промышленный центр. Влияние Речи Посполитой? Отсутствует как класс! Даже в природном и климатическом плане эта местность ближе к Белгороду и Воронежу, чем к Киеву и Львову. Кусок России, по недосмотру оказавшийся в составе другого государства. И инородное тело в составе Украины. Что ж, Отто фон Бисмарк украинцем не был и именно он выдал чеканную формулу: «Русские всегда приходят за своим...»
То, что началось на территории будущей УССР после смерти Богдана Хмельницкого, историки называют Руиной. Интересное название! Говорящее. Кто его ввёл в оборот — непонятно. Костомаров писал, что на Украине его использовал народ. Может быть, и так. В любом случае в XVIII веке летописец Самойла Величко его уже знал…
Проблема Богдана Хмельницкого после Зборовского мира была в том, что Украина автономию явно не тянула. Это была пограничная территория, а у пограничных территорий военные возможности всегда гораздо сильнее экономических…
Отношения между Россией и Речью Посполитой на момент начала восстания Богдана Хмельницкого были не просто на редкость хороши. Дело шло к союзу, договариваться о котором в Москву приехал известный православный магнат сенатор Адам Кисель. И основания для него были просто железные — общая горячая «любовь» к Крымскому ханству…